Разработка товарного знака

Разработка товарного знака — процесс очень ответственный и трудоемкий, ведь речь идет о создании своеобразной визитки компании.

Чтобы товарный знак был по-настоящему эффективным в использовании, он должен не просто нравиться руководству компании, но и отвечать многим требованиям. Главное из них — это охраноспособность. В Законе Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» указаны основания для отказа в регистрации товарного знака. Их обязательно следует учитывать.

Обозначение должно иметь различительный характер. Для этого при разработке товарного знака используются оригинальное графическое исполнение, необычная словесная форма и др. средства. В этом отношении фантазийные слова (специально придуманные, без определенного значения) являются удачным решением, потому что они уникальны и могут быть зарегистрированы без особых проблем. Но увлекаться чрезмерной стилизацией все же не стоит, ведь в итоге товарный знак должен легко читаться, произноситься и запоминаться. Из-за того, что фантазийные слова непривычны для потребителей, на рекламу подобных товарных знаков требуется немалый бюджет.

Помимо фантазийных товарных знаков, различительной способностью обладают также слова и изображения, не имеющие никакого отношения к товарам и услугам, которые ими маркируются (условные знаки).

Еще один критерий, которому должен соответствовать товарный знак, — это рекламоспособность. Иными словами, обозначение товаров и услуг создается для того, чтобы привлекать внимание потребителей, вызывать у них положительные эмоции. Достичь этого позволяют оригинальные идеи, эстетичное, но одновременно лаконичное исполнение и конечно ассоциативность — способность вызывать у потребителя представление о свойствах товара или его географическом происхождении. Помните советский анекдот?

— Мам, а почему конфетка называется «Яблоко»?
— Потому что в нее добавили кусочки яблочка.
— А что тогда добавили в ирис «Кис-кис»?..

Конечно, это всего лишь шутка, но она наглядно демонстрирует, как важно делать потребителю «правильные» намеки. Если рассматривать ассоциативность товарных знаков с правовой точки зрения, то некоторые обозначения как раз не могут быть зарегистрированы из-за чрезмерной описательности (например, «Сласти» — для кондитерских изделий или «Обувь» — для магазина обуви).

Примеры

ЭСТЕТДЕНТ — словесный товарный знак, зарегистрированный в отношении медицинских услуг, в том числе помощи зубоврачебной, стоматологических услуг.

Логотип Изба

 

Комбинированный товарный знак, зарегистрированный в отношении услуг баров, кафе и др. В данном случае особенностями кафе являются славянская кухня и соответствующая стилизация интерьера.

 

Также большое значение имеет способность товарного знака к адаптации. Грамотно разработанное обозначение может использоваться долгое время в неизменном виде или с незначительными изменениями.

Стоит отметить, что требования, предъявляемые к товарным знакам, зависят и от типа обозначения (словесное, изобразительное, комбинированное). Например, разрабатывая словесный товарный знак важно убедиться в том, что он не вызовет смех (в лучшем случае) или негатив как у отечественных потребителей, так и за рубежом (если планируется экспорт товаров или услуг).

И конечно стоит проверить, не является ли разработанное обозначение «имитацией» уже зарегистрированных товарных знаков. Для этого мы предлагаем воспользоваться услугой предварительный поиск по базе Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС).