История товарных знаков

Товарный знак, торговая марка, бренд, логотип — эти слова хорошо знакомы любому современному человеку. Но мало кто знает, что особые метки на товарах появились задолго до того, как в нашу жизнь вошли огромные торгово-развлекательные центры, Интернет-магазины и реклама в СМИ.

Еще в древние времена люди стали помечать вещи специальными обозначениями, чтобы отличить свою собственность от чужой. Предшественники современных товарных знаков сохранились на глиняной посуде, созданной около 5000 лет назад. Один из таких знаков — гончарное клеймо FORTIS — был настолько знаменит, что его часто подделывали.

1 2

Знаки на древней керамике

В Китае во время царствования императора Хонг-То на фарфоровой посуде указывали его имя или имя производителя. Индийские ремесленники маркировали свои товары перед отправкой в Иран. А в развалинах древнеримского города Помпеи была найдена вывеска мясной лавки с нарисованными на ней свиными окороками. Помимо изображений, древние римляне использовали и словесную маркировку. Например, на кирпичи они наносили дату изготовления и информацию о материале. Более того, производитель нес ответственность за здания, сооруженные из его кирпичей.

3 4

Знаки на римских кирпичах

В средние века благодаря развитию торговли появилось множество гильдий ремесленников и купцов. Они клеймили свои товары, тем самым гарантируя их высокое качество. Если продукт был произведен несколькими ремесленниками, то поставить свое клеймо мог каждый из них.

5

Товарные знаки средневековых гильдий

В 1266 г. товарный знак впервые был упомянут в законодательстве. Английский Парламент издал документ, который обязал всех пекарей маркировать свой хлеб. Это помогало найти недобросовестных производителей и привлечь их к ответственности.

В эпоху промышленной революции благодаря активному развитию производства и обострению конкуренции число товарных знаков заметно увеличилось. С этого времени они стали использоваться как средство рекламы. В XIX в. изготовители стали воспринимать товарный знак как интеллектуальную собственность. Они понимали, что регистрация товарного знака не только дает им определенные права, но и приносит прибыль. Поэтому для правовой охраны товарного знака во многих странах были приняты соответствующие законы: в 1857 г. — во Франции, в 1868 г. — в Италии, в 1881 г. — в США, в 1883 — в Англии, в 1894 г. — в Германии.

8

Товарный знак Coca - Cola был впервые зарегистрирован в Патентном Бюро США в 1893 г.

 

9

«Отбеливающая сода» от Henkel (товарный знак зарегистрирован в 1896 г.)

 

В Российской империи первый закон «О товарных клеймах» был принят еще в 1830 г. Он обязал всех владельцев фабрик (бумажных, шляпных, суконных и др.) клеймить свои изделия. Подделка чужого клейма была уголовно наказуема. А в 1896 г. в силу вступил новый закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». Согласно этому закону, товарными знаками назывались «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев».

Регистрация товарных знаков происходила в Министерстве торговли и промышленности. Согласно закону, исключительное право на товарный знак предоставлялось владельцу сроком на 10 лет, затем его можно было возобновить на некоторых условиях. Уступить товарный знак владелец мог только вместе с передачей своего производства или предприятия.

В XIX в. в Российской империи появились многие знаменитые бренды: ювелирная компания «Фаберже», часовая фирма «Павелъ Буре», спиртоводочный завод «Смирновъ», кондитерские фабрики «Эйнемъ» (ныне «Красный Октябрь»), «А. Сиу и К» (ныне «Большевик»), «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» (возрождено в 2009 г.), парфюмерная компания «А. Рале и Ко» и др.

10 11 12

Товарные знаки в Российской Империи

13

Шоколад фабрики «Эйнемъ»

 

В СССР правовая охрана товарных знаков утратила особую значимость, поскольку в государстве не было частной собственности и жесткой рыночной конкуренции (например, пиво «Жигулевское» производили около 100 заводов). Тем не менее, после революции 1917 г. и в советскую эпоху было принято много законодательных актов, которые регулировали отношения в сфере охраны товарных знаков. Среди них — Декрет Совета Народных Комиссаров 1918 г. «О пошлинах на товарные знаки», Постановление Высшего Совета Народного Хозяйства 1919 г. «О товарных знаках государственных предприятий», Постановление Совета Министров СССР от 15 мая 1962 г. «О товарных знаках».

14 15

16 17 18

Популярные в СССР товарные знаки

Появление частной собственности и открытие свободного рынка в начале 90-х гг. прошлого века вернули интерес производителей к товарным знакам. 1 января 1992 г. должен был вступить в силу Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», разработанный с учетом требований рыночной экономики. Но из-за распада СССР этого не произошло.

В Республике Беларусь первые законы об охране объектов промышленной собственности (изобретений, промышленных образцов, товарных знаков) приняты 5 февраля 1993 г. Годом ранее было создано Государственное патентное ведомство Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь (Белгоспатент). После многочисленных преобразований эта организация получила свое нынешнее название — «Национальный центр интеллектуальной собственности» (НЦИС). Сейчас она подчинена Государственному комитету по науке и технологиям Республике Беларусь (ГКНТ).

В систему управления ИС в современной Беларуси входят следующие органы государственного управления и организации:

  • ГКНТ Республики Беларусь;
  • НЦИС;
  • Судебная коллегия по делам ИС Верховного Суда Республики Беларусь;
  • Республиканская научно-техническая библиотека;
  • патентные поверенные;
  • оценщики объектов ИС;
  • Белорусское общество изобретателей и рационализаторов (БОИР).

В 2001 г. были утверждены Правила признания товарного знака общеизвестным . Спустя год первым подобным знаком в нашей республике стал товарный знак «Мiлавiца».

На 1 января 2012 г. НЦИС зарегистрировал 125027 товарных знаков и знаков обслуживания. За 20-летнюю историю белорусской системы ИС многие отечественные товарные знаки получили статус бренда .