Использование товарного знака

Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами (ст. 3 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»).

Товарный знак можно использовать различными способами. В основном, он служит для маркировки товаров, в отношении которых зарегистрирован. Также товарный знак можно разместить на этикетках, упаковках или в Интернете (в т.ч. в доменном имени).

Вопросы маркировки товаров и упаковки производители решают по-разному. Некоторые используют единое обозначение для всей своей продукции, другие регистрируют отдельные товарные знаки для каждой линии товаров. Оба варианта имеют свои преимущества.

Единый товарный знак, который уже имеет отличную репутацию на рынке, помогает успешно продвигать новые товары того же производителя. Но важно убедиться, что эти товары входят в перечень товаров и услуг, в отношении которых данный знак зарегистрирован.

Если выпуск новых товаров нацелен на определенную группу потребителей (пенсионеры, домохозяйки, дети, владельцы собак и т.д.) или товары отличаются особым имиджем, то для них лучше разработать и зарегистрировать отдельный товарный знак.

Нередко компании комбинируют новый товарный знак с уже существующим.

Рядом с товарным знаком владелец может проставлять предупредительную маркировку — латинскую букву R (в одиночку или в окружности), слова «товарный знак» либо «зарегистрированный товарный знак». Предупредительная маркировка указывает на то, что данное обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь.

Использовать товарный знак может не только его владелец, но и лицо, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора (ст. 23 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»).

В Законе Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» перечислены основания, на которых правовая охрана товарного знака может быть прекращена. Одно из них — это неиспользование товарного знака без уважительных причин непрерывно в течение любых 3-х лет после его регистрации. Такое решение выносит Верховный Суд Республики Беларусь. Если товары или их упаковка не маркируются по уважительным причинам, то использованием товарного знака также может быть признано его применение в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках в Беларуси.